Автоматизация HR-службы

Иван Алексеев |
14 декабря 2023
В условиях необходимости массового подбора персонала, острой нехватки рабочих рук, внештатных ситуаций типа ковида или мобилизации, сезонных пиковых нагрузок и развития дистанционного рынка труда на HR-отдел любой, особенно крупной компании ложится огромная нагрузка.

При этом большая доля действий кадровиков при подборе персонала — это выполнение рутинных операций, таких как:

  • поиск и фильтрация резюме;
  • организация интервью;
  • тестирование кандидатов;
  • онбординг;
  • управление базой данных сотрудников;
  • отслеживание рабочего времени и оценка эффективности;
  • оформление отпусков, больничных и отгулов;
  • обучение сотрудников;
  • ведение отчетности и аналитики;
  • оформление трудоустройства и увольнения.

Все эти задачи можно автоматизировать, значительно ускорив их выполнение и сократив количество ошибок.
Автоматизация рекрутинга с помощью роботов RPA при анализе анкет кандидатов на работу в крупном российском банке:
- высвободила 100% времени специально нанятого для этой цели сотрудника;
- в несколько раз ускорила ответы кандидатам;
- на 40% снизила отток кандидатов.

Какие инструменты можно использовать для автоматизации HR

В настоящее время в HR-департаментах российских компаний широко применяются различные специализированные системы кадрового электронного документооборота (КЭДО).

Помимо специализированных систем, в HR-департаментах активно применяются 1С и CRM-системы. Например, 1C используется для интеграции данных по управлению персоналом с финансовыми операциями и поддержания соответствия нормам законодательства.

Применение этих и подобных информационных систем позволяет существенно повысить эффективность работы HR-департамента. Но, при этом, в работе с информационными системами, а особенно с внешними HR-сервисам остается значительный объем ручного труда.

И вот здесь на помощь может прийти еще один класс инструментов - программная роботизация бизнес-процессов.

Подписывайтесь
на нашу рассылку

Проверьте
Primo RPA в деле

Плюсы и минусы роботизации

Главными плюсами автоматизации бизнес-процессов в HR с помощью RPA-платформы является сокращение операционных издержек, минимизация рисков и рост производительности.

К другим преимуществами RPA в роботизации HR-процессов можно отнести:
  • Возможность автоматизации практически любых повторяющихся процессов, в том числе и “сквозных”, для которых необходимо использовать сразу несколько информационных систем.
  • Быстрое внедрение и интеграция: RPA-платформа может быть внедрена в короткий срок — внедрение одного робота занимает от 1 до 2 недель. Кроме того, она легко интегрируется со всеми существующими в контуре компании приложениями.
  • Гибкая настройка: роботы могут быть перенастроены в зависимости от изменений в самих бизнес-процессах, что делает их универсальным инструментом и существенно не удорожает разработку.
  • RPA — оптимальный инструмент для переноса данных из одной системы в другую, например, при инсталляции новой системы и как временное решение при разработке в компании сложного кастомизированного ПО.
  • Роботы выполняют операции на уровне пользовательского интерфейса, как если бы это делал человек (например, заполнение форм, клики мыши).
  • RPA позволяет создавать автоматизированные сценарии без необходимости глубоких навыков программирования, что делает его доступным для неспециалистов в области разработки.
Что касается минусов, то если у компании уже есть решение комплексной автоматизации, эффективность которого ее устраивает, то внедрение RPA может быть избыточным. Специализированные под определенные задачи, отдельные инструменты выполняют свою работу быстрее роботов.

В целом, RPA — отличный инструмент для улучшения уже существующих в компании бизнес-процессов рекрутинга, которые не нужно менять, существенно перестраивать или придумывать новые специально под роботизацию. А большинство существующих решений комплексной автоматизации требуют внедрения нового программного обеспечения и/или существенных доработок ПО, например в 1С или CRM. Как правило, это сложнее, дольше и дороже.

Кроме того, комплексная автоматизация рекрутинга влечет за собой либо структурные изменения сложившихся бизнес-процессов, либо разработку новых. При этом на практике большинство оперативных задач можно просто роботизировать, освободив от рутины людей и улучшив экономику подразделения без внедрения нового и сложного ПО, ограничившись настройкой под специфические задачи роботов RPA.

В любом случае, выбирая решение для автоматизации бизнес-процессов в HR, в первую очередь нужно учитывать потребности компании и возможности комбинации разных систем для достижения оптимального экономического эффекта.

Заменит ли автоматизация HR человека

Нет, не заменит, по крайней мере в обозримом будущем. Автоматизация, в том числе и роботизация, избавляет человека от рутины, но никакие системы пока не способны принимать сложные и стратегические решения с учетом контекста, общаться с кандидатами, партнерами и коллегами, самостоятельно разобраться в изменениях законодательства, решать конфликты и работать в непредвиденной ситуации.

Возможности роботизации в сфере HR: какие процессы делегировать роботам

В HR-отделе идеально оптимизируются процессы рекрутинга и увольнения сотрудников, особенно на низовых должностях. Наша компания — Primo RPA успешно разрабатывает решения для роботизации рекрутинга, а также для роботизации процессов:

  • кадрового учета и администрирования;
  • учета рабочего времени;
  • онбординга;
  • увольнения сотрудников;
  • управления командировками и расходами;
  • обработки кадровых документов;
  • обучения и аттестации сотрудников
  • управления фондом оплаты труда, расчет премий и бонусов.
Сотрудники HR-отдела в крупной организации каждый день мониторят резюме кандидатов на внешних кадровых ресурсах и размещают информацию о принятом на работу сотруднике или сотруднике, прошедшем собеседование, в учетных системах организации.

Робот:
- авторизуется на кадровом ресурсе и круглосуточно мониторит отклики на открытые вакансии;
- ищет кандидатов по определенным параметрам поиска
- скачивает резюме кандидатов и сохраняет их в сетевую папку;
- отправляет приглашение на собеседование и уведомляет об этом сотрудника.

В результате высвобождается рабочее время сотрудника HR-отдела в количестве 40 часов в месяц.
Кроме того, становятся все более популярными HR-боты и голосовые помощники, интегрированные с RPA, которые помогают упростить взаимодействие с HR-процессами, сэкономить время сотрудников и улучшить опыт работы в организации.

С помощью этого инструмента можно автоматизировать:

  • ответы на часто задаваемые вопросы о политике компании, отпусках и других HR-аспектах;
  • отправку уведомлений о статусе приема на работу
  • предоставление информации о вакансиях и требованиях к ним;
  • регистрация на обучающие мероприятия
  • запрос и утверждение отгулов, больничных и других видов отсутствия на рабочем месте;
  • полезные напоминания.

Этапы автоматизации

  • 1
    Оцените потребности HR-отдела вашего предприятия, сделайте аудит бизнес-процессов, автоматизация которых принесет бизнесу наибольшую пользу.
  • 2
    Сформулируйте задачи, которые должна решить та или иная система автоматизации.
  • 3
    Рассчитайте бизнес-кейс, это поможет оценить затраты, потенциальную выгоду и принять решение о внедрении той или иной системы автоматизации.
  • 4
    При выборе вендора, анализируйте не только цену и преимущества каждой опции, но и возможности масштабирования и интеграции с другими вашими системами и приложениями и качество технической поддержки.
  • 5
    Внедрение — это этап непосредственно разработки и интеграции необходимых инструментов для автоматизации.
  • 6
    После внедрения систему в целом нужно обязательно протестировать, чтобы исключить возможные ошибки и убедиться, что все работает как задумано.
  • 7
    Эксплуатация — это функционирование системы в рабочем режиме, в реальных условиях.

Вам может быть интересно