Автоматизация торговли с помощью RPA

Иван Алексеев |
7 ноября 2023
Автоматизация бизнес-процессов торговых сетей и магазинов дает такому сложному бизнесу как ритейл целый ряд преимуществ, в частности:

  • Снижает затраты за счет сокращения расходов на персонал, ускорения обработки заказов и автоматизации управления запасами.
  • Повышает качество обслуживания клиентов, а, следовательно, и их лояльность за счет быстрых и точных ответов на обращения.
  • Увеличивает прибыль за счет возможности лучше понимать потребительские предпочтения и прогнозировать спрос, благодаря системам аналитики и машинному обучению.

Полная и частичная автоматизация ритейла

Автоматизация — это очень широкое понятие. Оно включает в себе огромное количество технологических решений.
  • Полная автоматизация предполагает внедрение таких решений во все ключевые процессы торгового предприятия: от управления запасами и ценообразования до управления персоналом и аналитики. А ее целью является минимизация человеческого участие в любых бизнес-процессах розничной торговли.
  • Если же сеть магазинов, торговых центров или супермаркетов хочет автоматизировать отдельные бизнес-процессы или функции, а не всю систему управления розничным бизнесом, то это — частичная автоматизация. Например, магазин может роботизировать процессы управления запасами и бухгалтерию, а анализом и принятием стратегических решений продолжат заниматься люди.

    Таким образом, частичная автоматизация, показательным примером которой является RPA, фокусируется на улучшении отдельных бизнес-процессов магазина и освобождении его сотрудников от рутинных задач.
Рассмотрим, какие бизнес-процессы можно роботизировать с помощью RPA, какие этапы должна включать в себя такая автоматизация и в чем ее преимущества для торговых компаний.

Подписывайтесь
на нашу рассылку

Проверьте
Primo RPA в деле

Какие бизнес-процессы магазина можно улучшить с помощью RPA

В ритейле, как и в любой другой отрасли, с помощью RPA можно оптимизировать практически любые рутинные и трудоемкие бизнес-процессы, сопряженные с использованием компьютера.
  • В обработке заказов роботы могут:
    • создавать и обрабатывать заказы клиентов;
    • работать с возвратами и отказами;
    • обновлять данные в CRM.
  • В поставках роботы успешно:
    • мониторят цепочку поставок;
    • выполняют операции торгового учета торговый учет;
    • помогают в управлении работой с поставщиками;
    • обрабатывают результаты инвентаризации и учета.
  • В клиентском сервисе их можно использовать:
    • для обработки обращений клиентов;
    • в service desk.
    • для допродаж и кросс-продаж.
  • В финансах и бухгалтерии RPA превосходно справляется с:
    • обработкой счетов;
    • работой с контрагентами;
    • сверкой документов;
    • начислением выплат;
    • рутинными операциями налогового учета.
  • В HR-отделе роботов можно эффективно задействовать в:
    • наборе персонала;
    • кадровом документообороте;
    • обучении персонала;
    • автоматизации работы с CЭД.
Все эти процессы можно роботизировать поэтапно, начиная с критических для вашей торговой сети, используя преимущества RPA и повышая эффективность своего бизнеса шаг за шагом.

Преимущества внедрения RPA в работу розничной торговли

  • Снижение издержек и рисков: автоматизация существенно сокращают потребность в расширении штата и количество ошибок связанных с человеческим фактором, помогает контролировать соблюдение стандартов и нормативов.

  • Рост эффективности: роботы выполняют рутинные задачи в несколько раз быстрее и точнее человека, что улучшает общую производительность.

  • Рост качества обслуживания: RPA позволяет улучшить обслуживание клиентов за счет более быстрой и точной обработки заказов и ответов на обращения.

  • Быстрое внедрение и интеграция: RPA-платформа может быть внедрена в относительно короткий срок. Кроме того, она легко интегрируется со всеми существующими в контуре торговой сети приложениями. Это дает быстрые результаты уже через 2 недели - 1 месяц.

  • Гибкая настройка: Роботы могут быть настроены для выполнения самых различных задач, что делает их универсальным инструментом без существенного удорожания разработки.

Таким образом, роботизированная автоматизация ритейла повышает конкурентоспособность и помогает удовлетворять потребность клиентов в быстром и качественном обслуживании.

Этапы внедрения RPA

  • 1
    Подготовка
    • оцените потребности вашего торгового предприятия и выделите процессы, автоматизация которых принесет бизнесу наибольшую пользу;
    • рассчитайте бизнес-кейс, это поможет оценить затраты, потенциальную выгоду и принять решение о внедрении роботизации или отказе от нее;
    • выберите компанию-производителя RPA-платформы, которая предлагает оптимальное для потребностей вашего торгового предприятия, решение. Для этого проанализируйте стоимость и преимущества каждой опции, возможности масштабирования и интеграции с вашими системами и приложениями, качество технической поддержки и программу обучения для сотрудников вашей компании.
  • 2
    Внедрение
    Это этап непосредственно разработки и интеграции необходимых инструментов для роботизации как отдельного магазина, так и или роботизации целой сети гипермаркетов. Как правило, внедрение одного робота занимает от 1 до 2 недель.
  • 3
    Тестирование
    После внедрения роботов и систему в целом нужно обязательно протестировать, чтобы исключить возможные ошибки и убедиться, что все работает как задумано.
  • 4
    Эксплуатация
    Это функционирование системы в рабочем режиме, в реальных условиях и с реальными задачами, этап включает:
    • обучение персонала торговой сети эффективному взаимодействию с роботами RPA;
    • создание команды роботизации внутри компании, которая поможет справиться с масштабированием RPA;
    • масштабирование роботизированных процессов для автоматизации других задач компании-ритейлера;
    • мониторинг и оптимизация, для улучшения производительности нужно постоянно анализировать данные и вносить коррективы, если это необходимо.

Роботизация ритейла с Primo RPA в цифрах и фактах

Чтобы показать эффективность внедрения RPA-платформы в бизнес-процессы розничных сетей, приведем примеры из практики клиентов нашей компании:

  • роботизация сократила длительность бизнес-процессов крупного ритейлера в 2 раза;

  • роботы экономят 32,14 FTE при организации вебинаров и электронных курсов и 80,36 FTE при организации обучения при открытии нового магазина;

  • автоматизация роботами начисления НДС по дегустациям сокращает 0,93 FTE бухгалтерии;

  • автоматизация обработки данных о корпоративных поездках на такси на 17% сократила ошибки в отчетах, ускорила процесс в 30 раз и экономит клиенту 1,43 FTE;

  • формирование сличительных ведомостей силами роботов экономит 2,3 FTE и сокращает ошибки в обработке данных на 24%.

Вам может быть интересно