Что такое RPA: возможности, сферы применения, особенности внедрения

Иван Алексеев |
09 октября 2023
RPA, или Robotic Process Automation, в переводе с английского означает роботизированная автоматизация бизнес-процессов, эта технология появилась в конце нулевых, а получила признание и стала широко внедряться уже в 2010-х. Именно тогда крупные, в том числе и российские, компании массово начали интегрировать RPA в свои бизнес-процессы для увеличения эффективности и снижения операционных расходов.

Что такое rpa простыми словами? Это технология, которая позволяет компьютерным программам — их называют роботами RPA, автоматически выполнять определенные действия на компьютере, как это бы делал человек.

Роботы RPA устанавливаются на компьютеры пользователей и выполняют за них рутинную работу без ошибок и в несколько раз быстрее. Например, в ритейле с помощью RPA можно автоматизировать заполнение форм заказа, в банкинге — обработку заявок на кредиты, анализ финансовых данных и генерацию отчетов.

С помощью платформы RPA можно роботизировать множество процессов, таких как сбор данных, обработка информации и взаимодействие с различными программами и сайтами.

Зачем нужен RPA

RPA — это технология, которая помогает автоматизировать процессы и отдельные задачи с помощью программных роботов. Давайте разберемся какие задачи решает RPA и какие процессы оптимизирует.

  • Рутинные процессы: автоматизация повторяющихся действий сотрудников в программах и приложениях, например сбор и обработка больших объемов данных, однотипные действия на компьютере, создание отчетов. Робот RPA сделает это в 10−20 раз быстрее человека.

  • Снижение затрат: внедрение RPA позволяет компаниям сократить операционные расходы. Один программный робот может выполнять работу, которая раньше требовала нескольких сотрудников, и при этом он работает круглосуточно без перерывов, не болеет, и не уходит в отпуск.

  • Сокращение количества ошибок: роботы RPA выполняют задачи почти без ошибок, что особенно важно в процессах, требующих высокой точности, например, в финансовой сфере.

  • Скорость и масштабируемость: RPA может выполнять задачи очень быстро, это позволяет ускорить бизнес-процессы в целом. А при необходимости количество роботов можно легко увеличить.

  • Эффективность и лояльность сотрудников: RPA позволяет сотрудникам компаний освободиться от рутинных задач и сосредоточиться на более творческих и стратегических решениях, что повышает их удовлетворенность работой.

  • Интеграция с существующими системами: RPA легко интегрируется с существующими программными системами и платформами, что делает его удобным решением для многих компаний со сложившимися бизнес-процессами.

  • Поддержка принятия решений: Роботы RPA могут собирать и анализировать данные, что помогает компаниям принимать более обоснованные решения на основе объективной и проверенной информации.


Таким образом, RPA — это технология, которая позволяет компаниям сэкономить время и ресурсы, повышает точность и качество работы и делает бизнес более конкурентоспособным.

Подписывайтесь
на нашу рассылку

Проверьте
Primo RPA в деле

В чем преимущество RPA по сравнению с другими способами автоматизации

В первую очередь важно понимать, что технология RPA — это часть большого спектра автоматизации в целом.

По сути роботы RPA — мощный и точный инструмент для оптимизации конкретных, уже существующих в компании бизнес-процессов, которые не нужно менять, существенно перестраивать или придумывать новые специально под роботизацию. Кроме того, и это крайне важно — RPA изначально совместим с любыми программами и приложениями и легко с ними интегрируется.

С автоматизацией в более широком смысле все обстоит несколько иначе. Большинство существующих решений комплексной автоматизации требуют внедрения нового программного обеспечения и/или существенных доработок ПО, например в 1С. Как правило, это сложно, долго и дорого.

Кроме того, комплексная автоматизация влечет за собой либо структурные изменения сложившихся бизнес-процессов, либо разработку новых. При этом на практике большинство оперативных задач можно просто роботизировать, освободив от рутины людей и улучшив экономику бизнес-подразделения без внедрения нового и сложного ПО, ограничившись программированием под специфические задачи роботов RPA.

Другими словами, автоматизация решит больше комплексных задач, но в будущем, а роботизация RPA решает конкретные проблемы оптимизации бизнес-процессов уже сейчас.

Как роботизация бизнес-процессов объединяется с ИИ

RPA — это программируемые роботы, способные автоматизировать рутинные задачи, а ИИ дает им интеллектуальные способности для анализа данных и принятия решений.

Объединение этих технологий приведет к значительному повышению производительности, снижению ошибок и улучшение качества принимаемых решений в бизнесе.

Вот пара примеров:

  • В медицинской сфере с помощью RPA можно автоматизировать процесс обработки анализов, а с помощью ИИ анализировать эти данные, помогая врачам с более точной диагностикой.

  • Отдел обслуживания клиентов может использовать RPA для автоматической обработки их запросов, а ИИ для анализа этих запросов и предоставления более персонализированных ответов.

Области применения RPA

Выше мы описали процессы и задачи, которые можно оптимизировать с помощью роботов RPA. А теперь расскажем о сферах применения этих роботов.
  • RPA может автоматизировать процессы обработки счетов, сбора данных о финансовых транзакциях и составления финансовых отчетов. Это сокращает время, затрачиваемое на рутинные операции, и в разы уменьшает риск ошибок в бухгалтерии.
  • Клиентское обслуживание
    RPA можно использовать для автоматизации обработки запросов клиентов, ответов на часто задаваемые вопросы и даже для управления чат-ботами, что обеспечивает более быстрое и качественное обслуживание клиентов.
  • Закупки и управление поставками
    RPA может помочь в управлении заказами, отслеживании инвентаря и контроле стоимости поставок. Это улучшает эффективность цепочки поставок и сокращает издержки.
  • RPA может решать административные задачи и обрабатывать документацию, что позволит HR-специалистам уделять больше внимания стратегическим задачам.
  • Здравоохранение
    В медицинской сфере RPA может использоваться для обработки медицинских данных, счетов и запросов на страховку, что повысит эффективность работы медицинских учреждений.
  • Производство
    RPA может автоматизировать множество операций на производстве, от мониторинга оборудования до сборки и упаковки продукции, сократить ручной труд и повысить производительность.
  • Телекоммуникации
    В этой отрасли RPA может использоваться для автоматической обработки запросов на подключение услуг, управления сетью и мониторинга качества обслуживания клиентов.
  • RPA позволяет автоматизировать банковские операции, включая обработку заявок на кредит, мониторинг финансовых транзакций и анализ рисков.
  • Образование
    RPA может помочь в автоматизации процессов управления учебными материалами, обработки документации студентов и ведения учета достижений.
  • Логистика и складское хозяйство
    RPA может управлять процессами отслеживания товаров, маршрутизации поставок и оптимизации складских операций.
Внедрение RPA в эти и многие другие области может значительно улучшить эффективность бизнес-процессов, снизить затраты и увеличить конкурентоспособность компаний.

Вам может быть интересно